Памяти Юрия Комарова

12 октября на 84-м году жизни скончался ветеран советского мотоспорта, один из родоначальников подольского автомотоклуба, мастер спорта СССР, заслуженный тренер РСФСР, чемпион РСФСР, Московской области, призер чемпионатов Москвы, бывший тренер сборной СССР по мотомногоборью, кавалер знака отличия «За заслуги перед городом Подольском» I степени — Юрий Константинович Комаров.

komarov-yk-pamyatiЮрий Константинович родился и прожил почти всю свою жизнь в Подольском районе Красная горка, рядом с которым на холмистом берегу реки Пахра располагалась известная многим мотоспортсменам страны мотокроссовая трасса.

Юру сызмальства увлекала техника, а когда его двоюродный брат стал работать на Подольском механическом заводе, где собирали мотоциклы ПМЗ-А-750 с ходовой частью от Харлея и двигателем Индиан, а также легкие дорожные мотоциклы «Стрела», класса 125 куб.см., им было принято судьбоносное решение, определившее всю его будущую жизнь.

Окончив 7 классов средной школы, Юра поступает в Ремесленное училище №25 и в 1950 году его успешно оканчивает, после чего идет работать на тот же завод токарем в 42-й цех. Там он знакомится с заводскими мотоспортсменами и начинает серьезно заниматься мотоспортом в заводской мотосекции под руководством тренера Владимира Михайловича Парамонова, работавшего, к тому же, мастером цеха.

Первый успех пришел к Юре, когда он, как юноша, выиграл соревнования на первенство  Московской области по мотокроссу в классе мотоциклов до 125 куб.см., проходившие в Видном на мотоцикле, одолженном у своего товарища Володи Утенкова со свечной подвеской по типу подвески мотоцикла М-72. И хотя линию финиша он пересек вместе с другим мотоспортсменом, победа была присуждена ему, как самому молодому участнику соревнований.  Так Юра стал сразу чемпионом Московской области.

После такого успеха Юра, в составе областной команды, едет на первенство РСФСР в Ростов на Дону, где он становится чемпионом РСФСР в классе мотоциклов до 125 куб.см. среди юношей.

Так начиналась спортивная карьера Юрия Константиновича Комарова, простого подольского парня,  с победами и проигрышами, удачами и поражениями.

А потом, в середине 1950-х годов, было создание Подольского автомотоклуба на территории Аэроклуба вблизи железнодорожной станции «Силикатная». Вновь назначенный начальник клуба  сразу пригласил Юру, как чемпиона РСФСР и области, поработать тренером, на что он сразу согласился.

В послевоенные годы с помещениями было сложно и под новый мотоклуб был выделен старый сарай без отопления, так что Юре пришлось начинать свою тренерскую работу со складывания печки, где главными консультатами были его мама и дедушка, сложившие сами себе печку во время страшной войны.

Молва о создании в Подольске мотоклуба очень быстро разлетелась по всему городу, и в теплый гараж сразу потекли ребята со всего Подольска и его окрестностей. Костяк клуба сформировался из перворазрядников, Кукушкина, Маслова, Окорокова, Парамонова. Тренировались и днем и ночью. Мотоциклов было мало, а спортивных не было совсем. Как членам сборной команды России Юре и его коллегам дали несколько стандартных К-125 с аккумуляторами и фарами, на которых они и гонялись днем и ночью.

К тому времени Владимир Парамонов стал работать уже начальником цеха на ПМЗ, что давало возможность кое-что доработать в мотоциклах для участия в соревнованиях.

А рядом с домом на Красной горке, где жил Юра, подрастал пока еще мало кому известный, Витя Арбеков — в будущем первый наш чемпион мира по мотокроссу. Вот как он сам говорит о начале своего спортивного пути: «Мне шел десятый год, когда я впервые оказался в седле мотоцикла. Случилось это так. В Подольске по соседству с нами жил молодой гонщик Юрий Комаров. Как-то он посадил меня на мотоцикл и пустил с горки, не заводя двигателя. От радости захватило дух. С этого дня я решил во чтобы то ни стало научиться водить мотоцикл. После уроков я бежал из школы в Подольский автомотоклуб ДОСААФ и там чем мог помогал спортсменам: мыл мотоциклы, подавал ключи, открывал ворота. За это мне разрешали сделать несколько кругов по двору на чьей-нибудь машине, и так было почти каждый день. Со временем я научился водить мотоцикл, разбираться в его устройстве. Юрий Комаров, которому я многим обязан и который сделал из меня спортсмена, стал брать меня на тренировки. В 1956 году я уже участвовал в первенстве Подольска. Правда, было мне тогда 14 лет, и официально участвовать в соревнованиях я не мог, но Комаров помог мне и здесь. Потом я старался не пропускать ни одного соревнования. Два раза выигрывал первенство страны среди юношей, побеждал в московских и республиканских кроссах». В 1965 году Виктор Михайлович Арбеков стал нашим первым чемпионом мира в соревнованиях по мотокроссу в классе мотоциклов до 250 куб.см.

Выполняя в основном тренерскую работу, Юрий Константинович продолжал участвовать в соревнованиях по мотокроссу, гонках по льду, мотоциклетному многоборью. Выжимая все что можно из старых мотоциклов, на которых Комарову приходилось выступать, ему не всегда удавалось закончить успешно гонку. Так на первом этапе многодневных соревнований в городе Венев Тульской области у его мотоцикла сломалась пополам рама. Кстати, Юрий Константинович, был одним из первых советских гонщиков, ставших выступать сразу в двух классах мотоциклов на одних соревнованиях.

Потом по предложению тренера ЦСКА Михаила Григорьевича Филина Комаров стал чаще ездить в качестве тренера на соревнования по мотоциклетному многоборью, в том числе и на чемпионаты мира, где выступали наши спортсмены Е. Петушков, В. Пылаев, В. Хрипков, В. Адоян.

В 1974 году Юрий Константинович заканчивает свою тренерскую работу.

За подготовку высококлассных советских гонщиков — чемпионов и призеров чемпионатов мира В. Арбекова, А. Овчинникова, Е. Петушкова и многих других замечательных спортсменов, ему присвоено звание заслуженного тренера РСФСР.

После этого Юрий Константинович перешел на работу в Подольскую теплосеть, где почти сорок лет так же успешно работал оператором городской котельной.

Анатолий Медведев,

поэт, переводчик, журналист,

секретарь правления Московской областной организации Союза писателей России

22.11.2016 г.

Добавить комментарий