Когда-то на сайте «Спортивный некрополь» (предшественник нашего портала) была практика, писать о наиболее значимых находках мест захоронений деятелей отечественного спорта. Практически все эти статьи сгинули вместе с сайтом. И вот сегодня мы готовы вспомнить хорошо забытое старое и написать на эту тему. Благо и повод нашелся.
Эта история началась в 2010 году, когда на страницах газеты «Советский спорт» была опубликована статья Руслана Карманова «Портретъ лыжебъжца Бычкова. 100 лет назад московский дворник Павел Бычков стал первым чемпионом России». Тогда уже во всю работал «Спортивный некрополь», который тоже был готов рассказать об этом знаменитом лыжнике. Единственным условием такой публикации было наличие фотографии надгробного памятника. Однако данных о месте захоронения спортсмена не было. Публикация откладывалась на неопределенное время.
И вот большая статья в газете. Не сложно представить, с каким интересом я ее читал и почти отсчитывал минуты и секунды, что вот-вот появится строчка «Похоронен на…». Каково же было мое разочарование, когда статья закончилась, а самого главного я так и не узнал. Как много было таких статей в моей практике. Сколько искренних и добрых слов их авторы писали об ушедших из жизни спортсменах и ни слова о месте захоронения. Всегда считал, что место упокоения человека имеет прямое отношение к его биографии. И если ты берешься писать о нем серьезную статью, то как можно опускать этот факт? Для меня он очевиден. Но, видимо, не для всех.
Все эти годы я помнил про Павла Бычкова. Удалось найти сведения о том, где он жил. Но было это очень давно, в конце 1920-х годов. Пришлось строить теорию на основе этих данных. Прикидывал симпатичные варианты, если можно так сказать по отношению к кладбищам. А в марте 2017 года судьба свела меня с Русланом Кармановым, который и написал выше упомянутую статью. Так уж получилось, что мы ехали в одном микроавтобусе в составе траурной процессии, когда хоронили хоккеиста Сергея Гимаева. Упускать такой шанс было глупо. Познакомились, пообщались. Не без труда, но Руслан Карманов вспомнил ту статью. У него даже были координаты одной из дочерей Павла Бычкова. К сожалению, на момент нашего знакомства они уже были утеряны. Публикация вновь откладывалась.
Совсем немного прошло времени, когда в архивах все-таки удалось узнать точный адрес и телефон Павла Бычкова. Казалось, финишная прямая. Да вот только набрать номер — руки не доходили. А вчера, в первый день весны, могила Павла Бычкова случайно нашлась на Пятницком кладбище. На том самом, на котором и предполагалась, исходя из места его жительства.
Во всей этой истории, к сожалению, не обошлось без ложки дегтя. В 2015 году один из моих коллег в частной переписке обмолвился, что нашел могилу Павла Бычкова. Раскрывать данные о точном месте захоронения лыжника он не спешил, как и не привел никаких доказательств. Большую часть жизни, прививая своим подопечным дух победителя, он и сам стремится быть первым. И если не в спорте, то хотя бы в некрополистике. Разместить фотографию памятника в социальных сетях, чтобы все говорили, что нашел он. А нашел ли? Это еще вопрос. К чему это хвастовство? Погоня за славой? Может быть. Однако, спустя четыре года после того «анонса», место упокоения Бычкова так и не стало достоянием общественности. Возьмем эту миссию на себя, а заодно и упомянем не публиковавшуюся доселе точную дату смерти спортсмена — 29 июля 1974 года.
Денис Шабалин,
главный редактор портала «Спорт-страна.ру»
02.03.2019 г.